Переоборудование классической автомойки в мойку самообслуживания.
У самообслуживания на месте ручной мойки несколько преимуществ. Аренда участка под классическую МСО в крупном городе — 1-5 млн. рублей в год. Оборудование, оформление и строительство — еще 10-15 млн. А у вас уже есть готовое помещение, оформленные коммуникации и раскрученное место. Зимой не нужно заботиться о подогреве воды и пола, да и люди моют машины в крытом боксе, а не на ветру и морозе.
Конечно, у такого формата будут недостатки. Клиенты норовят высушить машину в помещении, пока на улице очередь. Из-за этого снижается пропускная способность мойки, возникают споры. Поэтому придется нанять человека, который следит за порядком, убирает мусор, а зимой поднимает и опускает ворота. Впрочем, если самообслуживание работает параллельно с ручным режимом, этим занимается администратор смены.
Итак, что же нужно для организации самообслуживания на месте ручной?
Пост
Чтобы клиенты мыли машины сами, нужна подходящая площадь.
Размеры. Здесь нужно исходить из габаритов самых больших машин — 6 х 2 х 2 метров. Чтобы клиентам было комфортно работать, нужна свободная зона перед автомобилем шириной 1,5 метра. Отсюда, минимальная ширина бокса — 5 метров. Если помещение ограничено спереди и сзади воротами или стенами, длина бокса должна быть 8-9 метров. Если спереди или сзади ограничений нет, тогда — 7-8 метров. Чтобы повесить поворотную консоль, минимальная высота потолка должна быть 4 м.
Если размеры поста сильно отличаются, от самообслуживания лучше отказаться.
Перегородки. Шторы для клиента неприемлемы. Они собирают грязь, колышутся и выглядят ненадежно. Но и капитальные стены возводить не стоит. Легкие и красивые перегородки можно сделать из доступных материалов — рама из нержавейки или окрашенного металла, а в центре лист прозрачного поликарбоната. Можно отделать перегородки пластиковыми стеновыми панелями — выйдет аккуратно и бюджетно. Высота перегородок 2,5-3 метра.
Освещение. Света должно быть много. Чтобы не пережечь лишнего, освещением управляет электроника. Она включает свет только на оплаченное время. Если бокс пустует, горит дежурное освещение, которого достаточно, чтобы клиент заехал и поставил машину. Если посты закрытые, к освещению привязывают светофор.
Освещением и светофором управляет реле, установленное в блоке управления. Когда на пост заехала машина и клиент внес деньги, реле включает рабочее освещение и переключает лампу на светофоре с зеленой на красную. Когда заканчивается время, вновь включается дежурное освещение, чтобы клиент смог выехать, а на светофоре включается зеленый.
Удобные приспособления. Моечный пост следует оснастить поворотной консолью, колчаном для пистолета и прищепками для ковриков.
Блок управления
Блок (пульт) управления — ключевой элемент мойки самообслуживания. Он принимает от клиента оплату в виде жетонов, монет или купюр, и управляет оборудованием автомойки. Пульт делают в виде стойки или навесного ящика и устанавливают в моечном боксе.
Корпус пульта лучше выбрать из нержавейки. Крашенный металл долго не протянет, особенно на закрытых постах. Химия проникает под краску и та отваливается пластами. Красок, которые надежно защитят корпус из черного металла не существует, поэтому ржавый корпус — вопрос лишь времени. Перед Вами встанет выбор: либо новый корпус и перенос электроники, либо клиент не приедет на мойку, где стоит ржавое оборудование.
Внутри ящика устанавливают блок питания, защитную автоматику, управляющий контроллер, климат-контроль, Wi-Fi для онлайн-мониторинга и другое оборудование. На корпус выносят кнопки управления программами и информационный дисплей.
Если на автомойке есть кассир, пульт оснащают жетоноприемником и считывателем клиентских карт, а у кассира клиенты покупают жетоны и пополняют карты. Если кассира нет, в блок управления добавляют купюро- и монетоприемник и фискальный регистратор. Если постов несколько, устанавливают единый терминал оплаты, где клиент получает жетоны или пополняет клиентскую карту. Это дешевле и практичнее, чем на каждый модуль устанавливать прием денег и фискальник.
Модуль управления Pit-Wash (Лиском Техно)
Принцип работы блока управления простой. Каждой кнопке на панели управления соответствующее реле на силовом блоке. К реле подключают клапан для подачи воды на АВД и дозаторы химии. После запуска программы с внесенного кредита списываются средства со скоростью пропорциональной стоимости услуги. Обычно стоимость программ делают поминутной. Когда кредит заканчивается, оборудование отключается.
Если предполагается совмещать ручной режим и самообслуживание, можно установить пульты с реверсом. Реверс — это ключ на аппарате или кнопка в техническом помещении, которая переводит пульт управления в бесплатный режим. В этом режиме пульт и оборудование работают как обычно, только не требуют денег. Ваш мойщик сможет использовать преимущества работы с пультом: переключать программы и нажимать кнопку “Пауза”.
Программы
От выбора моечных программ зависит пропускная способность поста, качество мойки и удовлетворенность клиентов. На мойке самообслуживания обязательны три программы: вода для предварительного и финального ополаскивания, активная пена и воск. В этом случае получится классическая условно-бесконтактная мойка: водой смывают грязь, затем наносят пену, выжидают несколько минут, смывают пену и обрабатывают кузов воском. “Условно” — потому что в таком простейшем случае, чтобы избежать недомытостей и солевых пятен, машину сушат тряпками.
В холодную погоду используют программу мойки шампунем под давлением. Это когда из пистолета бьет раствор моющего средства, и оператор моет машину этой смесью. Качество такой мойки порой лучше, чем пеной, но клиенты относятся к ней с недоверием. Для них показатель хорошей мойки — обильная, плотная пена. Тем не менее, на открытых моечных постах зимой используют шампунь под давлением, потому что при отрицательных температурах пена быстро замерзает.
В полностью бесконтактную технологию обязательно включают программу “Осмос”. Обратноосмосированной водой делают финальное ополаскивание — чтобы вода на кузове высыхала быстро и без пятен (см. ниже про водоподготовку).
Хорошо бы оснастить мойку дополнительными программами: продувка, пылесос, подкачка шин, чернение шин. Стоимость времени поста высокая, поэтому доп.программы лучше вынести на отдельную площадку, куда клиент может выехать после мойки. А пост пусть занимает машина непосредственно для мойки. Сейчас есть оборудование, которое совмещает в себе дополнительные программы. Соответственно такой агрегат дешевле набора отдельных аппаратов.
Силовое оборудование
Силовое оборудование подает воду и химию на пост (пистолеты). Этот узел состоит из электрического ящика с автоматикой, АВД, дозирующих насосов, электромагнитных клапанов и трубной разводки.
АВД (двигатель с помпой) участвует в любой программе, где используется пистолет — ополаскивание, пена, воск, шампунь, осмос. Только если для образования пены используют пенную станцию, тогда АВД не участвует.
Дозирующие насосы предназначены для равномерной подачи химии.
Автоматика, установленная в электрическом ящике, управляет вращением двигателя и создает давление на выходе помпы в соответствии с режимами работы программ. Также автоматика защищает силовое оборудование от перепадов напряжения и перегрева, а персонал от поражения током.
Элементы для одного или нескольких постов компактно собирают на раме, сваренной из металлического профиля.
Водоподготовка
У клиентов слабые навыки мойки автомобиля. При этом нужно обеспечить стабильное качество, иначе они уедут плохо помытые и обратно не вернутся. Моющие составы лучше работают на специально подготовленной воде. Поэтому, следует уделить внимание водоподготовке.
В водоподготовку входит механическая очистка, умягчение и подогрев. Если мойка самообслуживания полностью бесконтактная, — т.е. не предусмотрена сушка кузова тряпками, — для финального ополаскивания используют обратный осмос.
Обратноосмосированная вода быстро испаряется и не оставляет пятен. Для накопления обратного осмоса нужен бак.
Сборка
У вас есть два варианта комплектации самообслуживания на своей автомойке — простой и бюджетный.
Простой. Вы покупаете готовый пульт и раму с гидравликой и устанавливаете на автомойке. Прикрепляете поворотные консоли, устанавливаете дежурное и рабочее освещение и начинаете зарабатывать.
Бюджетный. Внимательно читаете форумы. Под видом потенциального клиента ходите по фирмам, слушаете хвалебные слова в адрес предлагаемого оборудования, периодически вставляете “а вот у них сделано по-другому” и получаете консультацию по подбору и монтажу оборудования. Разбираете полученные сведения и делаете выводы, что вам хорошо. Затем идете в интернет и покупаете нужное.
Затем найдете подходящий ящик для пульта. Установите там плату контроллера соедините ее с автоматикой, купюроприемником и фискальником.
Раму под гидравлику сварите самостоятельно или попросите знающего соседа. Размеры втихаря снимете на готовой мойке или рассчитаете самостоятельно. Смонтируете гидравлику, распределите полипропиленовые трубы, установите клапана, подключите всё это к электронике. Установите поворотные консоли, прищепки, освещение. Если сделаете правильно, оборудование будет работать без проблем. Останется выбрать правильную химию.
Пройдя этот этап вы сэкономите на переоборудовании, получите богатый опыт и сможете самостоятельно обслуживать свою мойку. Но также велика вероятность, что наделаете кучу ошибок при сборке и “экономия” выльется в кучу материальных и моральных потерь.
Автор: Автомоечный клуб
Эксперт: Михаил Яковлев, Лиском Техно, электроника для вендингового оборудования